Развитие связной речи у детей
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.
Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Всегда под рукой
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Лучший друг
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.
Измени песню
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Боящиеся дети более осторожны и предусмотрительны , более эмоциональны и впечатлительны. Полное отсутствие страхов скорее исключение , чем правило, и может указывать на пониженную эмоциональность , недостаток чувствительности , ослабление инстинкта самосохранения с расторможенностью влечений и неуправляемой возбудимостью . Подобное проявления могут быть следствием каких-то серьезных нарушений со стороны мозга или если родители алкоголики . В последнем случае помимо неустойчивости внимания , разбросанности , непоседливости и возбудимости типична нечувствительность детей к страхам и переживанием вообще. Чувства этих детей мимолетны, они легко обманывают , лгут , причиняют другим боль и не испытывают даже в более старшем возрасте чувства вины и раскаяния . Большое же количество страхов и , главное, их устойчивость говорят о высокой эмоциональной чувствительности и впечатлительности , нередко повышенной ранимости и беззащитности . К тому же сами родители , особенно матери, испытывают страхи , непроизвольно передают их детям или же , чрезмерно тревожась о воображаемых опасностях , ограничивают контакты детей , чтение ими сказок , просмотр телепередач самостоятельное времяпрепровождение. Многое здесь зависит от отца , его роли в семье , манеры поведения и способности помочь детям в преодолении страхов .Его излишняя строгость , игнорирование повышенной чувствительности детей , невнимание к душевным запросам усиливают их невротическую , основанную на беспокойстве , привязанность к матери и уже этим способствуют появлению страхов .
Страхи иногда пытаются искоренить любыми способами , не задумываясь об их причинах . Здесь и порицание , и осуждение , и различные виды наказания . Однако это не дает ожидаемых результатов и развивает неуверенность в себе и нерешительность в действиях . В других случаях страхи сознательно игнорируют , но это может вызвать внутреннее ожесточение и потерю веры в отзывчивость других . Безрезультатны и беспрерывные сентенции типа «не бойся », что еще больше фиксируют страхи.
Чтобы помочь ребенку преодолеть страхи , необходимо знать , какие страхи могут испытывать дети , и их возрастные особенности . В преддошкольном возрасте дети могут испытывать страх одиночества ; некоторых людей (незнакомых) , в том числе и пьяных ; наказаний ; врачей ; уколов ; боли ; высоты (только у мальчиков ) ; неожиданных внезапных звуков . В младшем дошкольном возрасте страхи незнакомых и наказания незначительны , остальные страхи продолжают иметь место . Возрастают страхи воды (только у мальчиков ) , закрытого пространства (вот почему дети так сильно переживают бытовавшую ранее угрозу помещения их в чулан или изолированную комнату.)В свою очередь , эти страхи связаны с боязнью сказочных персонажей , населяющих воображение впечатлительных детей в темноте .
Не следует отучать от страхов , решительно закрывая дверь и не обращая внимания на плач , беспокойство , мольбы попить, поесть , сходить в туалет. Необходимо найти золотую середину , стараясь не высказывать раздражения , а быть как всегда заботливым . Полезно почитать на ночь нестрашную сказку , рассказать придуманную тут же историю с оптимистическим , победным концом . Все это более действенные меры , чем крики и угрозы , от них ребенок еще больше не может заснуть.
Чаще боятся те дети , родители которых мало читают сказок , не участвуют в играх , зато любят поучать и угрожать , слишком рационально подходят к эмоциональной жизни детей . Наоборот , страхов меньше у детей , которым читают разные сказки , предоставляют свободу и самостоятельность в играх . Родители участвуют в этих играх , меняют роли по усмотрению детей . Меньше страхов и там , где нет излишнего беспокойства и чрезмерной опеки со стороны взрослых.
Как помочь детям , если страхи беспокоят их , вызывают нервозность , искажают поведение ? Прежде всего нужно расширить их сферу общения, наполнить жизнь детей жизнерадостными , позитивными переживаниями . Главное – действовать : совместные подходы , экскурсии , посещения кукольных представлений , концертов , аттракционов , езда на велосипеде , катание на коньках , лыжах , санках , в том числе с горок , разнообразные игры с мячом с кеглями . Нужно отказаться и от чрезмерной принципиальности в отношениях с детьми , постоянного беспокойства по поводу возможных несчастий , неудач , ошибок , что нередко способствует их внушению . Все это способно привести к большему эффекту , чем назначение успокаивающих средств и одностороннее понимаемого «лечебно -охранительного» режима, выражающегося в тотальных запретах и устранении всякой активности .
Больше активности , движений , эмоций , разнообразие в жизни , постепенного приучения к преодолению препятствий , равно как и похвал , одобрений , собственного примера .
Как помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
-
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники…
-
Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в детском учреждении (упорядочить часы сна, бодрствования, питания и т.д.), при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность.
-
О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.
-
Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями…Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате.
-
Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
-
В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время.
-
Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, уговорите оставить ее переночевать в садике, а на утро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте , что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил , не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.
-
Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя на игру на положительные результаты.
Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.