Проблеме обучения 6 –летних детей в школе посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов и гигиенистов. Не подвергая сомнению ,принципиальные возможности обучения детей этого возраста, исследователи указывают на возникающие проблемы, связанные с целым рядом факторов биологического и социального порядка.
Установлено: среди детей от 6 – 6.5 лет число функционально незрелых ( степень готовности ,тех органов и систем организма, которые непосредственно связанны с выполнением требований школы: высшей нервной деятельности, моторики, сформированности речи) составляет 32%, а 7 годам оно снижается до 13%. В «школьной судьбе» учащихся, функционально не готовых к обучению, прослеживается две тенденции:
-
часть таких детей не справляются с учебной нагрузкой и формирует ряды отстающих и второгодников;
-
другая, особенно привлекающая внимание гигиенистов, выполняет требования школы, но ценной приобретения различных заболеваний.
Диагностика готовности к систематическому обучению показала, что 18.5 % шестилеток являются «зрелыми»,
49,3 % - «среднезрелыми» и 32,2 % - «незрелыми».
Из социальных факторов проблемными для здоровья и физического развития 6–летних детей являются условия их обучения. Выявлено, что школьное обучение негативно влияет на физическое развитие и показатели здоровья учащихся 6-летнего возраста по сравнению с их обучением в условиях детского сада. Так, отсутствие в школьном режиме 6–летних детей дневного сна отрицательно отражается на их физическом развитии: основные его показатели ( рост, вес, становая сила) намного выше в группе детей с дневным сном.
Многочисленные наблюдения свидетельствуют: у детей 6.5 лет уровень функциональных возможностей сердечно – сосудистой системы выше. И, как следствие, она более устойчива к неблагоприятным воздействиям средовых факторов; дети 6.5 лет более устойчивы к простудным заболеваниям, у них отмечается меньше астено – невротических реакций и нарушения зрения к концу учебного года ( у детей 6 лет, обучающихся в школе, эти показатели увеличиваются в 2 – 2.5 раза)
Неодинаковое влияние школьного обучения на состояние здоровья, функциональное состояние детей 6 и 6,5 лет обусловлено существенными различиями в их высшей нервной деятельности и реакциях организма на учебные нагрузки. Дети 6 ,5 лет демонстрируют более высокие количественные показатели умственной работоспособности и учебной активности. Даже среди функционально готовых к школьному обучению детей 6 – 6.5 установлены достоверные различия в их умственной деятельности
В результате сравнительной оценки функционального состояния высших отделов центральной нервной системы было установлено: у детей 5- 6 лет в основном преобладает активность правого полушария. С деятельностью правого полушария связывается преимущественно образное, конкретное восприятие действительности. К семи годам деятельность левого полушария отражает развитие второй сигнальной системы и формирование абстрактного мышления.
Выявлены и возрастные различия в быстроте и точности реакций на словесную инструкцию: у семилетних детей реакции вырабатывались относительно быстро, а выполнение инструкций было точным; среди шестилетних таких детей было меньшинство. Лишь к 7 – 8 годам у детей формируются такие важные для обучения свойства, как координация, наблюдательность, зрительная долговременная память. Исследования показали, что адаптация шестилеток первоклассников к учебной нагрузке протекает наименее остро с большим образовательным эффектом, если обучение ведется в условиях детского сада. Все эти данные служат весомым аргументом в пользу отсрочки систематического обучения детей , не достигших 6,5 лет к началу учебного года .
Следует так же подчеркнуть , что решение вопроса о приеме в школу с 6 летнего возраста не следует рассматривать в отрыве от социально – экономических проблем нашего общества , которые привели к значительному ухудшению здоровья детей, к резкому снижению возможности их лечения, оздоровления и отдыха, к исчезновению эффективных форм физического воспитания, ухудшению качества питания к снижению возможностей обновления и улучшения материальной базы образовательных учреждений и т.д. Все это дает основание предполагать , что негативное влияние школьного обучения на 6 летних детей в современных условиях значительно.
Исходя из этого, следует заключить: обучение детей не достигших 6.5 лет к началу учебного года следует проводить условиях УВК или ДОУ с сохранением основных режимных моментов( прогулка, дневной сон, питание) характерных для дошкольных учреждений.